Системы рулевого и дистанционного управления для российских и японских лодочных моторов.

Системы дистанционного (ДУ) и рулевого (РУ) управления отечественными и зарубежными лодочными моторами отличаются принципиально. На отечественных моторах Нептун и Вихрь поворот мотора влево, вправо осуществляется с помощью двух тросов, так или иначе проложенных по обеим бортам лодки и закрепленных с одной стороны на рулевой колонке, с другой стороны укрепленных на моторе (как правило с помощью отверстия на ручке для транспортировки мотора). Управление газом и реверсом также осуществляется по такому же принципу, с помощью двух тросов (вперед, назад:1А, 2А, 1Б, 2Б См. Рис.1). Таким образом, для управления отечественными лодочными моторами необходима система тросов, состоящая из 6 (4+2) тросов и установочного комплекта кронштейнов и тяг. Как правило, система рулевого и дистанционного управления комплектуется производителями отечественных лодок и катеров (Прогресс, Казанка, Днепр, Крым, Обь и т.д.). Сами же лодочные моторы производятся уже полностью приспособленными к подобной системе дистанционного и рулевого управления. Наиболее удачным вариантом по мнению водомоторников является система дистанционного и рулевого управления, устанавливаемая на лодках Прогресс и выпускаемая ВАСО (г. Воронеж). В определенной степени комплект РУ и ДУ для отечественных лодочных моторов представляет собой конструктор "сделай сам" и в этом качестве его можно использовать и на других лодках, оборудованных постом управления. Немаловажным является вопрос наличия электрозапуска на лодочном моторе. Установка электростартера. на лодочный мотор производится в заводских условиях, главным образом, из-за необходимости маховика с зубчатым венцом, который должен быть правильно отбалансирован на специальном оборудовании. Сам же электростартер СТ-369 должен быть несколько доработан, в частности для использования на лодочных моторах Нептун-23, Нептун-25 необходимо доработать колокол электростартера.



Рис. 1. Монтаж дистанционного управления на лодочных моторах Нептун-23, Нептун-25, Вихрь-25, Вихрь-30.

  1. упор;
  2. хомут;
  3. шайба, шплинт;
  4. качалка;
  5. фиксатор;
  6. ось;
  7. ось газа Вихрь, Нептун;
  8. ползунок;
  9. ось газа Вихрь, Нептун;
  10. качалка;
  11. винт;
  12. упор;
  13. наконечник;
  14. контргайка;
  15. рукоятка реверса;
  16. кронштейн реверса;
  17. упор;
  18. трос реверса (1А);
  19. трос газа (1Б);
  20. трос реверса (2А);
  21. трос газа (2Б);
  22. ручка реверса лодочного мотора Вихрь, Нептун;
  23. защелка.

Комплект поставки дистанционного и рулевого управления:

  1. Трос – 4 шт.
  2. Кронштейн реверса – 1 шт.
  3. Фиксатор – 1 шт.
  4. Переходник – 1 шт.
  5. Кронштейн – 1 шт.
  6. Кронштейн газа – 1 шт.
  7. Качалка – 1 шт.
  8. Рукоятка – 1 шт.
  9. Пластина – 1 шт.
  10. Кронштейн – 1 шт.
  11. Прокладка – 1 шт.
  12. Крышка пульта – 2 шт.
  13. Сектор – 2 шт.
  14. Пистон – 1 шт.
  15. Упор – 2 шт.
  16. Шайба пружинная диам. 8 – 2 шт.
  17. Винт М5х50 – 4 шт.
  18. Винт М8х18 – 1 шт.
  19. Болт М5х26 – 2 шт.
  20. Болт М8х44 – 1 шт.
  21. Гайка М5 – 8 шт.
  22. Гайка М6 – 1 шт.
  23. Гайка М8 – 1 шт.
  24. Шайба 1,5-5-10 – 2 шт.
  25. Шайба пружинная диам. 5 – 10 шт.

Примечание: рулевая колонка, два троса рулевой колонки и крепеж поставляются вместе с лодкой или могут быть приобретены дополнительно.

Система дистанционного управления для японских лодочных моторов состоит из машинки газ-реверс, двух тросов управления газом и реверсом. Как правило, на машинке расположен ключ (кнопка) запуска электростартера и страховочный тросик (талреп).



Рис. 2. Монтаж дистанционного управления на японских лодочных моторах Tohatsu, Suzuki, Nissan Marine, Yamaha, Honda.

Рулевое управление импортным лодочным мотором осуществляется с помощью руля (штурвала), который установлен на валу рулевого редуктора. Вращательное движение штурвала через рулевой редуктор преобразуется в возвратно- поступательное движение штока боудена (рулевого троса), на конце которого крепится рулевой рычаг, который, в свою очередь, крепится к специальной рейке на нижней части поддона лодочного мотора. Таким образом система рулевого и дистанционного управления лодочным мотором включает 3 троса и принципиально отличается от системы управления отечественными лодочными моторами. Что касается переделки лодочных моторов с ручным румпельным управлением на дистанционное управление, то среди японских производителей этот вопрос решен радикально. Можно приобрести как румпель в сборе с установочным комплектом, так и машинку газ-реверс с электростартером и установочным комплектом (См.Рис.2). Однако рентабельность подобных усовершенствований, ввиду высоких цен производителей на комплектующие детали, вызывает большие сомнения.

С другой стороны, приспособить импортную систему рулевого и дистанционного управления к отечественным лодочным моторам Нептун-23 и Вихрь-30 представляется весьма перспективным. В последнее время в сети интернет появляются публикации о возможности таких приспособлений.

Для этого используются фирменные кулачковые кронштейны - держатели тросов с возвратными пружинами (один для боудена, два для тросов управления газом и реверсом), которые крепятся непосредственно на транец лодки и на корпус лодочного мотора. Электрическая схема запуска и электроснабжения мотора также коммутируется в зависимости от конкретного типа машинки газ-реверс. В любом случае, дискуссия на эту тему нам кажется весьма полезной.

Если у Вас есть личный опыт в этой области, если Вы можете поделиться своими разработками, если у Вас возникли вопросы, напишите нам 9427655@mail.ru, motocontinent@mail.ru.

Статистика